B.B. Dad (bbdad) wrote,
B.B. Dad
bbdad

Categories:

Истобенск: любовь к отечества гробам

так с прошлого раза меня заинтересовал Истобенск, что решил я в эти выходные ещё раз туда наведаться.

Судите сами: село небольшое - человек до полутора тысяч, но две большие церкви, часовня, художественное училище. Что-то здесь не так...

Покопался в литературе, в интернете - от оно что!
По списку населённых мест 1859 года в селе - становая квартира 2-го стана Орловского уезда.
"Церквей православных 2. Часовня православная 1. Сельское управление. Приходское училище. Девичья школа. Кузниц 5"

Был в Истобенске и монастырь, о котором немного и чуть позже.

По описанию приходов Вятской епархии 1912 года
"В селе имеются: министерское двухклассное училище, одна церк.-прих. школа и четыре земские училища (в деревнях две земские школы), волост. правл. Истобенское, камера земского начальника, стан пристава и урядника со штатом стражников, почт.-телегр. отд., участки: фельдшера, акушерки-оспопрививательницы и лесного кондуктора. "

Попутное замечание относительно образования:
сейчас в селе средняя школа, художественное училище закрыто. Может, ещё что есть, но я о том пока не знаю. Типо, несравнимо с тем, что было сто лет назад. Ага!

И далее там же:
"Главное занятие прихожан отхожий промысел и бурлачество; большая часть крестьян матросы, водоливы, лоцмана и капитаны. Женщины же занимаются огородничеством – посадкой огурцов и особенно капусты, которая отправляется на продажу в разные уезды. Парох. прист. при селе; ст. ж. д. Оричи и Быстряги в 10 – 15 вер. Село стоит на тракту."

Попутное замечание относительно местных прозваний:
местная жительница так мне и сказала: "У истобенских всегда были прозвища: огуречный, капустный, морковный..."

Поинтересовался и церквями (подробнее, например, здесь и здесь).

Николаевская церковь




Каменная с 1768 года. Стиль - "вятское барокко". Двухэтажная, что для Вятки - редкость. Построена "кораблём".

"...Николаевская церковь, каменная, построена в 1768 г., расстоянием от гор. Вятки в 60 вер., от уездного города и от благоч. в 15 вер.; часовни: сельская каменная, построена в 1855 г., и в деревне Филимоновской деревянная, постр. в 1880 г.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 псал.; квартиры для причта казенные..."
(О
писание приходов Вятской епархии 1912 года)

Вид с апсиды.


Вот оно (или он?), вятское барокко


Если не знать, что это церковь, можно было бы подумать, что дворец!

Церковь закрыта, но потихоньку - очень медленно - восстанавливается.

Вторая церковь села - Троицкая.

(фото с предыдущей поездки)

"...Троицкая церковь, каменная, построена в 1808 г.; расстоянием от г. Вятки вь 60 вер., от уездного города и от благоч. в15 вер.; часовни: сельская Николаевская каменная, построена в 1855 году, в деревне Крысовской Спасская деревянная, построена в 1890 году; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; свящ. Аммосов имеет свой дом, другой свящ., диак., псал. пользуются казенными квартирами, второй псаломщик живет на частной квартире, получая квар. пособие по 24 р. в год;..."
(Описание приходов Вятской епархии 1912 года)

Осталась от Троицкого монастыря, который действовал в селе по крайней мере с 1629 года (когда "стал вново"!, это год первого письменного упоминания о монастыре; когда точно он был основан и кем - неизвестно) до 1776 года, когда был ликвидирован в связи с монастырской реформой.

В Списках иерархов и настоятелей монастырей Строева П.М. от 1877 указаны священники, руководившие монастырём:
Строители Никита (1680) и Киприан (1705)
Игумены Дамиан (1737, 1738), Иоанн (1742), Авраамий (1764,1765).

Из "Истории Российской иерархии" Амвросия. Т. IV (1812) с.305-306:
"Строение в нём было всё деревянное, окружённое оградою таковою же в длину на пятьдесят одну, а в ширину на тридцать на три сажени, весьма ветхое..."
110 х 71м.

По окончанию службы молодой и приветливый священник разрешил мне поснимать в храме и надгробия, расположенные за церковной оградой.



Стены местами хоть и облупленные немного, но видно, что всё содержится в чистоте и порядке.

Очень печально, что прекрасные фрески потихоньку ветшают.


Познакомился с Владимиром - крепким человеком в годах, который помогает в работах по храму. Он был очень недоволен, что прихожане, собирающиеся на проповедь, священника не слушают, а переговариваются друг с другом.
(Это к тому, что так ли уж все, кто называет себя верующими, таковыми являются. Если ты верующий, и тебе несут слова высшего для тебя религиозного авторитета, следует бы молчать и слушать. Это если верующий...)
Владимир очень мне понравился, спокойный и благожелательный человек.

После храма исследовал надгробия внутри церковной ограды. Большей частью надгробия предназначались умершим крестьянам. Подчёркиваю: крестьянам. Мраморные резные надгробия. Крестьянам.

Типовое крестьянское надгробие:


Северная сторона:


Южная сторона:


С другого ракурса поближе:


Почти на всех надгробиях выполнены надписи, свидетельствующие о высоком культурном уровне истобенских крестьян. К примеру:


"Безмолвный камень сей сокрыл
Прах юныя супруги.
Супруга верныя подруги.
Но дух безсмертный восперил
В обитель вечныя отрады.
Для получения награды.
В том Свете многочудном
кой уготован от Творца
Всех тварей общего Отца
За подвиг жизни многотрудной
"
(орфография и пунктуация сохранены)

На памятнике Александру Козмину Синцову было отмечено, что "...житья его было 43г в брачной жизни".


Уваженье и почёт Александру Козмичу...

Сыновья крестьянина Ивана Мисаиловича Стойлова Дмитрий, Михаил, Владимир и Василий поставили отцу памятник литого чугуна, состоящий из четырёх частей:


На одной стороне написали:


"Кончил он свой длинный путь,
его дорога утомила и тихо задремал:
хотел немного отдохнуть и вечным сном заснуль.
Утомился. Спи блаженным сном:
Ты наш добрый отец,
Молим мы Господа о спасении души твоей.
Вечная тебе память.
"

Очень трогательно.

Только на одном надгробии есть упоминание о священнике:


Феофилакт Йакинфиев попов (почему - с маленькой буквы?) был, к тому же, депутатом.
За памятный 1812 год отмечен Наперсным Крестом.
"Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812—1814 и 1853—1855 годов."

Немного в сторону:
Там же нашёл интересное: "Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы."

В те времена занятия священниками наукой поощрялось. Так-то вот...

Приняв от благочестивых церковных работников взаимообразно в дар банку малосольных огурцов, отправился к часовне Николая Чудотворца.



Бывшая когда-то красивой, часовня полностью пуста.



Нет, это не авангардистская картина в оптическом прицеле снайперской винтовки. Это купол часовни изнутри.

Крыша апсиды ремонтируется.


Сильно надеюсь, что когда-нибудь удастся восстановить большую часть российского религиозно-культурного православного наследия, а священников будут отмечать за достижения в области наук. А не за борьбу с "неверными".



Хороший день получился. Спокойный, чистый.
Пойду, съем малосольный истобенский огурец.
Tags: Истобенск, путешествия
Subscribe

  • а где же третий?

    Грэхем с Кларком, конечно, молодцы: Но вот что меня в таких случаях смущает... Вы, конечно, суперзвёзды и всё такое, два раза ку вам, но без…

  • Прогрессив против отстоя

    Да, я уже - довольно немолодой перец 6-). И это - совсем не преувеличение: увы, это так. Помнится, когда - то ли в конце школьных, то ли - в…

  • Маленького Джо стоит послушать

    Роза Марковна, вы знаете? Джо Пеши таки поёт! Ладно, не буду оскорблять одесситов коверканьем их уникального языка и продолжу своими словами 6-).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments